Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Что не так с публикацией персональных данных Виктора Бабарико?

Human Constanta
19 июня 2020 Года

Документы с персональными данными из дела Виктора Бабарико — очередной пример злоупотребления информацией ограниченного доступа — считает эксперт в области защиты персональных данных, правозащитник из Human Constanta Алексей Козлюк.

Уже не в первый раз мы наблюдаем ситуацию, когда информация из материалов оперативно-розыскной деятельности, уголовных дел и закрытых судебных заседаний публикуется государственными СМИ и используется в целях пропаганды. После 19 декабря 2010 года видеозаписи, связанные с уголовным делом, первыми увидели не адвокаты задержанных, а работники государственных телеканалов.
В этот раз документы с личной информацией Виктора Бабарико, его семьи и членов инициативной группы демонстрировались в госСМИ. По нашему мнению, такие материалы нарушают презумпцию невиновности, тайну корреспонденции и личной жизни граждан. При том, что существует специальный законный механизм разглашения таких сведений, мы до сих пор не имеем ответов на вопросы о том, кто передает СМИ такую дозированную информацию, соблюдается ли при этом законная процедура и по какой причине все это делается тайно.

Несмотря на то, что в Беларуси до сих пор не принят закон о персональных данных, это не значит, что с личными данными можно делать все, что угодно.

Как расценивается публикация документов по делу Виктора Бабарико с юридической точки зрения

Сведения из документов, если они подлинные, очевидно составляют часть материалов оперативно-розыскных мероприятий и уголовного дела. Такие сведения не являются общедоступными и относятся к охраняемой законом тайне. Их разглашение должно осуществляться в соответствии со специальными процедурами, установленными в первую очередь Уголовно-процессуальным Кодексом (УПК, ст. 198, ст. 287). Нарушение требований законодательства может повлечь ответственность, в том числе уголовную – по статье 407 Уголовного Кодекса за разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания.

Именно по причине отсутствия достаточной информации, которая позволяла бы говорить, что сведения получены законным путем, публикация на сайте БелТА и сюжет СТВ с персональными данными и документами из дела Виктора Бабарико вызывает нашу обеспокоенность как правозащитников и требует вмешательства прокуратуры. Также мы расцениваем публикацию таких персональных данных, как домашние адреса и паспортные данные фигурантов дела, как нарушение журналистской этики.

От имени Human Constanta мы подали заявление в прокуратуру Республики Беларусь о необходимости провести проверку по данному факту.

Потребность общества в информации и права участников процесса

Доверие к судебной системе основано, в том числе, на ее открытости. Граждане могут верить в справедливость суда, только если знают, как и с каким результатом он работает. Естественно, существует потребность общества в информации по резонансным делам.

В то же время у государства достаточно возможностей дать информацию даже о таком деле, не разглашая охраняемую тайну. Другой вопрос, как и с какой целью используются эти возможности. Как в делах, связанных с событиями 19 декабря 2010 года, так и в деле Виктора Бабарико, информация из материалов уголовного дела представляет только обвинительную точку зрения. Ни слова о позиции защиты. В условиях, когда еще даже не назван процессуальный статус задержанных, и их адвокаты не имеют возможности с ними встретиться, такой «слив» очевидно призван повлиять на общественное мнение. 

Даже если предположить, что информация раскрыта законным путем, это является нарушением равенства сторон в уголовном процессе, ведь защита не может ничего этому противопоставить. Без разрешения следствия у защиты нет права раскрывать сведения, которые свидетельствуют в пользу Виктора Бабарико, его сына, коллег и членов инициативной группы, фигурирующих в материалах оперативно-розыскных мероприятий.

Процедура разглашения материалов уголовного дела

Разглашение сведений, составляющих тайну предварительного следствия либо закрытого судебного заседания, допускается только при соблюдении требований УПК:

а) разглашение не противоречит интересам предварительного расследования;

б) разглашение не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса;

в) на разглашение сведений дознания получено разрешение органа дознания, сведений предварительного следствия — следователя, данных закрытого судебного заседания — суда. Также разглашение сведений может быть разрешено прокурором.

Если эти требования нарушены, лица, допустившие разглашение охраняемой законом тайны, должны быть привлечены к ответственности. 

Цивилизованная передача журналистам сведений о резонансных делах

Кроме общих процедур, о которых сказано выше, существует специальный документ, который предписывает органам следствия, прокуратуре и судам по своей инициативе делиться информацией по резонансным делам. Это совместное постановление нескольких ведомств[1], принятое в 2008 году. Документ направлен «на обеспечение наиболее полной реализации права граждан на получение от государственных органов полной, достоверной и своевременной информации, касающейся сведений по уголовным делам, связанным с преступлениями, получившими широкий общественный резонанс, и преступлениями, подрывающими авторитет государственной власти, а также на исключение по таким делам публичного обсуждения недостоверных сведений». При всех недостатках этого документа, заявленные цели довольно прогрессивны. Мы рекомендуем журналистам ссылаться на это Постановление каждый раз, хотя бы по причине трехдневного срока, который установлен для рассмотрения запросов о предоставлении сведений о резонансных делах.

Основные моменты, которые нужно знать журналистам:

  • критериями при предоставлении журналистам сведений по резонансным уголовным делам — это их своевременность и достоверность;
  • предоставляемые сведения не должны нарушать принцип презумпции невиновности;
  • сведения предоставляются редакциям и журналистам СМИ, зарегистрированных в Республике Беларусь, а также журналистам СМИ, зарегистрированных в иностранных государствах, аккредитованным в установленном законодательством порядке;
  • информация предоставляется в таких формах: письменный ответ на обращение СМИ; проведение пресс-конференций, брифингов и т.д.; направление сведений конкретным СМИ; размещение сведений на официальном сайте;
  • запросы СМИ в письменной, электронной, факсимильной формах принимают пресс-службы, при их отсутствии – уполномоченные должностные лица;
  • срок рассмотрения запросов – не более 3 дней;
  • при отказе в предоставлении сведений должны быть указаны причины.

[1] Постановление Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.10.2008 N 59/4/283/49/52 (ред. от 25.02.2009) «Об утверждении Положения о порядке предоставления сведений по уголовным делам, связанным с преступлениями, получившими широкий общественный резонанс, и преступлениями, подрывающими авторитет государственной власти, для освещения в средствах массовой информации»


Заглавное фото: сайт babariko.by

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ