Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Кого беларусские власти считают террорист_ками?

Human Constanta
6 мая 2021 Года

Правозащитная организация Human Constanta в рамках деятельности по продвижению идеи антидискриминации проанализировала «Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности» (далее – Перечень) – и предоставляет аналитическую записку по данной теме.

Перечень формируется и ведется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь (далее – КГБ). Актуальный список находится в открытом доступе на сайте данного органа в разделе «Контртеррористическая деятельность». Перечень состоит из двух вкладок – перечня организаций и перечня физических лиц. Всего в списке на данный момент находятся  394 организации и 765 физических лиц (на 6 мая 2021 года). 

Процедурные аспекты 

Составление и ведение Перечня регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 1256 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, обжалования решения о включении организации, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих организации, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга» (с изменениями от 30 октября 2020 года).

Согласно данному Постановлению, в Перечень могут попасть:

  • организации, независимо от наличия (отсутствия) государственной регистрации и фактического местонахождения;
  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане, лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели независимо от места их государственной регистрации и фактического местонахождения.

Перечень ведется только на одном государственном языке – на русском. Названия организаций и имена физических лиц, включенные в Перечень, указываются в на русском языке, а также в латинской транслитерации.

Включение в Перечень осуществляется по решению Председателя КГБ и его заместителей. В день обновления Перечень направляется государственным органам, ответственным за проведение финансовых операций, а также в Администрацию Парка высоких технологий и Белорусский межбанковский расчетный центр.

Попасть в Перечень можно по ряду оснований – всего их шесть. До недавнего времени самым распространенным основанием для включения в Перечень было включение в соответствующие списки причастных к террористической деятельности организаций или лиц,  международными организациями или их органами. В частности, основным профильным органом по данному вопросу является Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – ООН). Основание внесения в Санкционный перечень Комитета Совета Безопасности ООН применяется для включения в национальный перечень в абсолютном большинстве случаев.

Еще одним основанием для включения в Перечень является непосредственное решение Верховного суда Республики Беларусь о признании организации террористической (экстремистской), запрещении ее деятельности на территории Беларуси и ее ликвидации. Причем террористической может быть признана как беларусская, так и иностранная и даже международная организация. Более того, при наличии соответствующего межгосударственного договора между странами, основанием для включения может быть и решение суда или другого компетентного органа иностранного государства. Эти основания пока не применялись при обновлении Перечня. 

Также в Перечень можно попасть по приговору суда о признании виновным в совершении преступления, предусмотренного «экстремистскими» статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь, которые включают такие составы преступлений как: акт терроризма, разжигание розни, применение оружия массового поражения, создание вооруженного формирования, финансирование и содействие террористической деятельности, причинение вреда национальной безопасности. Более того, к категории «экстремизма» относятся и действия по участию или организации массовых беспорядков. 

В Перечень можно попасть не только по приговору суда, но и по постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. В данном случае можно говорить о грубом нарушении принципа презумпции невиновности, который закреплен в статье 26 Конституции Республики Беларусь, а также в статье 16 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, так как в Перечень могут включаться (и в последнее время активно включаются) люди, виновность которых не подтверждена соответствующим решением суда, т.е. которые по сути являются невиновными на момент включения в Перечень даже несмотря на их процессуальный статус обвиняемых.

Существует процедура обжалования включения в Перечень в судебном порядке, однако нам не известно об её использовании на практике. Также организация либо лицо могут быть исключены из списка по причине отмены решений национальных судов, зарубежных судов и международных органов, а также в случае внесения изменений в их содержание. Более того, из списка могут исключить организацию при предоставлении доказательств о ее ликвидации, а также лицо при прекращении его уголовного преследования либо смерти.

Кого в Перечне считают «террорист_ками» (765 человек)

Во вкладке Перечня с физическими лицами нашлось место государственным служащим КНДР и Ирана, связанные с ядерными программами в этих странах. Также в Перечне множество людей из Ирака, которые были признаны причастными к террористической деятельности в 2003 году. Также в список внесено большое количество людей с гражданством стран Африки (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Ливия,  Мавритания, Мали, Гвинея-Бисау, Нигерия, Судан, Южный Судан, Уганда, Руанда, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Сомали, Эритрея), Ближнего Востока (Сирия, Ирак, Йемен, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Иордания, Кувейт), Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия) и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины).  В Перечне также встречаются люди, имеющие гражданство Великобритании, Российской Федерации, Германии, Франции, Грузии. Всего в этой части списка более 700 человек, где до осени 2020 года не было граждан Республики Беларусь.

В ноябре 2020 года впервые КГБ Беларуси внес основателя Telegram-каналов Nexta и Nexta Live Степана Путило и бывшего главного редактора данных каналов Романа Протасевича в Перечень. Орган пояснил свои действия тем, что данные лица обвиняются в организации массовых беспорядков. Степан Путило и Роман Протасевич не были уведомлены о таких обвинениях.

12 февраля 2021 года КГБ обновил Перечень: на этот раз список пополнился 17 людьми, все из которых – беларусы. Они обвиняются по статье 289 Уголовного кодекса («Акт терроризма») Республики Беларусь. Из них — 5 женщин и 12 мужчин, некоторые из которых составляют целые семьи. Почти все люди из данного списка были уже находятся под стражей. Принцип, по которому в список были добавлены именно эти граждане также дополнительно не пояснялся. Предполагается, что все данные лица проходят по вышеупомянутой статье либо как участники так называемой «группы Автуховича», либо «группы Олиневича».

2 апреля 2021 года Перечень был снова дополнен еще 17-ю людьми, которые, в отличие от первого прецедента, относились к самым разным слоям беларусской оппозиции. 

В этот раз в список отнесли:

  • экс-кандидатку в президенты Республики Беларусь Светлану Тихановскую;
  • руководителя Народного Антикризисного Управления (НАУ) и члена Президиума Координационного совета Павла Латушко; 
  • Светлану Хилько — ответственную за реформирование Министерства внутренних дел в НАУ; 
  • популярного оппозиционного блогера Антона Мотолько, чей Telegram-канал 29 марта 2021 года был признан экстремистским; 
  • бывшего заместителя руководителя боевой группы антитеррористического спецподразделения «Алмаз» Игоря Макара; 
  • Вячеслава Малейчука, который, по версии Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – МВД), заложил взрывное устройство в мусорном баке у детской площадки в столице, а еще одно устройство перевез в Борисовский район; 
  • представителей инициативы BYPOL Станислава Якименко (подполковник милиции, бывший старший оперуполномоченный ГУБОПиК), Сергея Чубукова (следователь Следственного комитета), Олега Талерчика (экс-работник Генеральной прокуратуры), Сергея Макара (бывший боец Отряда милиции особого назначения (далее — ОМОН), брат Игоря Макара), Игоря Лобана (бывший следователь по особо важным делам Следственного комитета), Сергея Курочкина (майор милиции), Матвея Купрейчика (бывший старший оперуполномоченный управления внутренних дел), Владимира Жигаря (бывший оперуполномоченный уголовного розыска), Александра Азарова (бывший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности факультета милиции Академии МВД), Станислава Лупоносова (старший оперуполномоченный Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (далее — ГУБОПиК)), Андрея Остаповича (бывший старший следователь Следственного комитета) и Михаила Куцко (оперуполномоченный отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми).

Информация про уголовные дела в отношении Владимира Гундаря и Артура Попка известны только по фильму государственного телеканала «Тротил протеста». Оттуда известно, что их обвиняют в помощи Николаю Автуховичу покупать и перевозить оружие.  В фильме утверждается, что Артур Попок «ездил с ним для этого в Киев, а Владимир Снегур помогал нелегально перейти границу». Попок успел уехать из страны, а Гундарь и Снегур были арестованы (место их нахождения нам не известно).

Стоит отметить, что с августа 2020 года дополнения вносились только в Перечень физических лиц, когда перечень организаций остался прежним.

Перечисленные организации в Перечне (394 позиций)

Перечень включает различные организации, в том числе, государственные органы Северной Кореи (КНДР) — например, Департамент Пропаганды и Агитации или Генеральное Бюро по Атомной Энергии, вооруженные силы КНДР, северокорейские и иранские организации, связанные с нелегальной торговлей, производством баллистических ракет и другого вооружения.  В Перечень включен ряд исламистских группировок (например — различные филиалы Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) и Боко Харам), а также компаний, спонсирующих их деятельность. В Перечне содержатся не только организации Африки (Марокко, Тунис, Алжир,  Мали, Нигерия, Уганда, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика), Ближнего Востока (Сирия, Ирак) и Южной Азии (Афганистан, Пакистан), где происходят регулярные террористические угрозы и вызовы, но также организации из Великобритании, участники которых причастные к террористической деятельности. 


Процедуру внесения организаций можно проследить на примере большого количества организаций с отметкой, что они находятся в Ираке, и внесенных резолюцией Совета Безопасности ООН 2003 года. В Перечне на 6 мая 2021 года нет организаций, признанных террористическими по решению беларусских судов, а только внесённые по другим процедурным основаниям.

Заключение

Республика Беларусь ратифицировала все конвенции по теме противодействия терроризму и активно участвует в обсуждении антитеррористических программ в рамках ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации Договора о коллективной безопасности, несмотря на отсутствие в Беларуси ярко выраженных террористических тенденций. При этом международно-правовые документы не содержат четкого определения «терроризма», а Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом» даёт чрезмерно широкое определение террористической деятельности.

Первоначально Перечень использовался для исполнения международных обязательств по борьбе с терроризмом и опирался на практику ряда стран. В Перечне находились люди и организации, деятельность которых осуждалась международным сообществом. С ноября 2020 года Перечень стал использоваться в политических целях – в него все чаще  вносят оппонентов действующих de-facto властей. 

Иллюстрации: @krsvk_mlvn

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Анализ изменений в антиэкстремистское законодательство

Анализ изменений в антиэкстремистское законодательство (обзор с позиций международных обязательств Беларуси в сфере прав человека).

Анти-экстремисткое законодательство в Беларуси: теория и практика

Британская правозащитная организация Article 19 и беларуская организация Human Constanta приглашают на серию из двух вебинаров по теме анти-экстремисткого законодательства в Беларуси в теоретическом и практическом аспекте 26 июля и 2 августа с 11:00 до 16:00.

Беларусь: Право на свободу выражения мнений и ограничения на «экстремизм»

В данном отчете АРТИКЛЬ 19 и Human Constanta рассматривают интерпретации различных беларусских законодательных актов — в частности, касающихся «экстремизма» и «языка вражды».
Антидискриминация

Борьба с экстремизмом в Беларуси — обзор событий

Human Constanta делает подборку новстей о борьбе с экстремизмом в Беларуси — только самые важные события и наше экспертное мнение. 
Антидискриминация

Борьба с экстремизмом в Беларуси. Обзор событий, выпуск 2

Human Constanta — беларусская правозащитная организация, зарегистрированная в Минске в 2016 году. Одним из основных направлений нашей работы является продвижение антидискриминации, в том числе мониторинг ситуации с противодействием экстремизму в Беларуси. Каждые три месяца мы будем делиться с вами тем, какие существуют тенденции использования законодательства о противодействии экстремизму в Беларуси. Вы читаете второй обзор.
Антидискриминация

Доступна запись вебинаров «Анти-экстремисткое законодательство в Беларуси: теория и практика»

Предлагаем запись вебинаров, на которых менее чем за три часа сможете разобраться в правовых аспектах и практике применения законодательства в этой сфере.