Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

С днём рождения, Google!

Яна Гончарова
27 сентября 2019 Года

27 сентября IT-гиганту Google исполняется 21 год, но я бы не спешил готовить подарок. За это время мы успели отдать достаточно, чтобы позволить себе прийти с пустыми руками.

Сервисы Google не ограничиваются поисковой системой. На официальном сайте компании предлагают 63 различных продукта для любых целей: планирование, заметки, видеозвонки, учеба, медиаконтент – найдется приложение для всего. Почти все они — бесплатны. А если вы приобретаете один из девайсов корпорации, даже не придется заниматься установкой всех этих приложений.

Уже возникло чувство тревоги, что за все это придется заплатить? Не волнуйтесь — вы уже заплатили. Все то время, что вы использовали продукты компании, продукты компании использовали вас. Сколько раз вам приходилось вводить свои персональные данные, подключать платежные карты для использования «бесплатных» сервисов, соглашаться на использвание сайтом куки-файлов, иначе ведь всплывающее окно перекрывает основной контент страницы. Это и есть валюта, которой мы расплачивались за удобство и доступность всех этих сервисов.

Поэтому в предверии еще одной годовщины предлагаю разобраться, что именно и в каких объемах мы обмениваем на комфорт и доступность, и как снизить объем этих жертв, чтобы не потерять доступ к самому свежему софту на рынке.

Какую информацию обо мне собирает Google?

В зависимости от основной функции приложения или сервиса, используемого в данный момент, меняется и тип собираемых данных.

Когда приложение Google Maps выключено, в фоновом режиме оно всё ещё собирает информацию о том, какие места вы посетили, сколько времени там провели и с какой скоростью двигались. Алгоритмы почтового сервиса Gmail анализируют содержание входящих писем и по ключевым словам предлагают вам заготовленные ответы.

Список подобных примеров слишком большой, чтобы упомянуть всё. Как по мне, даже факт того, что кто-то отслеживает, где я нахожусь и содержание моих личных переписок наводит страх.

Зачем кому-то знать, сколько времени я провожу в кофейне, заплатив лишь за один эспрессо?

Сфера информационных технологий так называется, потому что работает она с информацией, т. е. занимается производством, обработкой, хранением и продажей информации. Любая информация, собираемая сервисами, помогает лучше продавать услуги, товары или даже политиков. На основании ваших посещений вам будут давать рекомендации других мест. На основании среднего чека предполагать ваш доход чтобы показывать рекламу товаров, на которые у вас точно есть деньги. И за показ этой рекламы именно вам уже заплатили! То есть ваш профиль продали рекламодателям.
Не стоит думать, что какие-то сервисы мы используем бесплатно. Если вы не платите за какой-либо сервис — значит товар это вы. Грубо говоря, каждый из нас так или иначе становится продуктом IT-сферы. Звучит не очень приятно, правда?

Что я могу сделать, чтобы остановить сбор моих личных данных?

Полностью ограничить сбор ваших данных возможно только если перестать пользоваться хоть какими-либо сервисами и приложениями. И я говорю не только о приложениях от компании Google, потому что она не есть воплощение вселенского зла. В наших данных заинтересована любая корпорация, которая знает, кому эти данные продать. Но полный отказ от всех продуктов Google затруднителен — вспомнить хотя бы о самом крупном сервисе видео-хостинга YouTube. Восполнить объем контента, который представлен в библиотеке этого сервиса очень сложно, ведь большинство других сервисов подобного качества предлагают свои услуги только по платной подписке.

Зато есть несколько способов, как можно продолжать пользоваться продуктами компании, снизив ущерб собственной приватности.

Способ 1. Работа с настройками приватности.

Удобство данного способа в том, что изменив настройки сбора данных на одном из устройств, авторизованных через Google-аккаунт, те же настройки применяются ко всем сервисам, подключенным к этому аккаунту. Найти эти настройки можно войдя на страницу своего аккаунта и выбрав раздел «Конфиденциальность и персонализация».

Поисковые запросы

Первое, что я делаю — отключаю сохранение истории поисковых запросов как на основном сайте, так и историю поиска YouTube. Это избавит от двух проблем сразу: контекстная реклама перестанет провоцировать купить ненужные товары, информацию о которых я искал, а так же алгоритм YouTube начнет предлагать больше контента от тех каналов, на которые я подписан. Это позволит получать только информацию, которую я считаю полезной и сократит время, которое я провожу в интернете. Сюда же относится и история голосового поиска вместе с историей просмотров на YouTube. Я понимаю, что очень удобно искать видео, которым хочется поделиться, среди уже просмотренных ранее, особенно если название оказалось незапоминающимся. Но есть шанс, что после просмотра ролика о том, чем так хорош новый айфон, контекстная реклама рано или поздно заставит вас его купить.

История местоположений

Следующим шагом должен стать отказ от пугающей истории местоположений, которая постоянно отслеживает геолокацию, а в конце года еще и присылает статистику по количеству посещенных мест, пройденных километров, среднему числу шагов в течение дня, маршрутах перелетов и много другой персональной информации. Лично мне неприятно, что кто-то, пусть даже и бездушный алгоритм, знает о моем стиле и темпе жизни. Бонусом к остановке отслеживания истории местоположения станет исчезновение уведомлений, которые вы получаете каждый раз, посетив одно из заведений типа торгового центра или кафе, отмеченных на карте Google.

Как можно заметить по этому изображению, автор не смог отказать себе в том, чтобы оставить включенным отслеживание информации с устройств. Как я уже говорил ранее — отказаться от комфрта не так уж и просто, а то, что заметка, записаная второпях в метро вечером будет доступна с домашнего компьютера без дополнтельных действий, очень подкупает. Хотя мне до сих пор не понятно, как отслеживание моих событий в календаре и плейлиста для пробежки может помочь сделать результаты поисковых запросов еще более точными.

Интересный факт: если хочется узнать, какие именно данные на вас есть у компании, можно запросить архив всех собранных данных в том же разделе «Конфиденциальность и персонализация» , где стоит пролистать до подраздела «Скачивание, удаление и планирование» и нажать «Скачать свои данные».

Основной тип данных в полученном архиве — текст. Если объем ваших данных получился хотя бы 500 мб, представьте, сколько всего о вас уже известно компании?

Продать все эти данные компания успела уже не один раз, но у нас до сих пор есть возможность удалить уже сохраненные о нас данные посетив раздел «Управлять историей» в окошке каждой из отслеживаемых активностей.

Способ 2. Поиск альтернативы.

После того как удалили все ранее собранные данные и ограничили возможность насобирать новых, можно задуматься о том, не отказаться ли от услуг компании, чтобы полностью обезопасить себя от сбора личных данных.

Решение перейти от сервисов одной компании к сервисам другой не принесет много плодов, потому что оно равно решению просто начать отдавать свои данные другой компании. Разница в том, что мы можем выбрать наименее заинтересованного в наших данных поставщика услуг на рынке.

Из поисковиков советую обратить внимание на DuckDuckGo — поисковую систему по умолчанию в браузуре Tor, который сам по себе продуманный инструмент для сохранения приватности в интернете.

Почтовых сервисов так много, что я не стану рекомендовать ни один из них. Можно выбирать их в зависимости от того, пользуетесь ли вы своим ящиком для деловых писем или это одноразовая почта для регистрации на сайтах, которые вы вряд ли посетите больше пары раз. Чтобы выбрать подходящий вариант, стоит читать политику конфиденциальности каждого конкретного сервиса и просматривать все настройки приватности, которые может изменять пользователь.

Насчет прочих сервисов вроде календарей или блокнотов для заметок рекомендую рассматривать альтернативы тем, которые предлагает магазин приложений вашей операционной системы. Использование программного обеспечения от разных производителей усложнит создание единого профиля пользователя и централизованный сбор ваших данных. У платных сервисов бОльшая вероятность защиты приватности.

Способ 3. Смириться и жить дальше

Если эта статья первое, что вы читаете о защите информации и до этого вы и не задумывались о своей приватности, — поздравляю, много информации о вас уже известно куче компаний. Самое полезное, что сейчас можно предпринять для сохранения остатков своей приватности — соблюдать элементарную цифровую гигиену, т.е.  перестать сообщать свои персональные данные и не оставлять информацию о себе в интернете на непроверенных сервисах и ресурсах. Вернуть уже собранные данные не получится, зато можно остановить отток новых.

Сохранение собственной приватности помогает нам заботиться не только о себе. Предоставляя доступ к контактам в своем телефоне или разрешая распознование фото по лицам, вы можете дать алгоритмам доступ не только к своим, но и к чужим данным. Даже если вам «нечего скрывать», позаботьтесь о людях, которые не прочь остаться вне чьих-то баз. Берегите себя, свои данные, своих близких и заклейте, пожалуйста, уже веб-камеру, ну.

Статья подготовлена волонтёром правозащитной организации Human Constanta Прохором.

Фото обложки by Arthur Osipyan on Unsplash

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Лаборатория цифровых свобод

5 простых шагов чтобы сделать ваш Facebook-аккаунт безопаснее

Скандалы, интриги, расследования — за этот год Facebook побывал не в одном из них. Пользователи возмущены, как же так, фэйсбучек, мы ведь тебе так доверяли…
Лаборатория цифровых свобод

WhatsApp всех сдал. Или нет?

Сегодня «интернет взорвали» сообщения о том, что переписки в WhatsApp с 2019 года будут доступны спецслужбам США.Написали об этом всевозможные «новостные сайты», и Regnum и Лайф и даже РИА Новости. 
Лаборатория цифровых свобод

Во всём виноват Facebook?

В Америке и Европе в самом разгаре скандал! Маркетинговая компания собирала данные пользователей Facebook и на их основании показывала им политическую рекламу. Говорят, это очень повлияло на победу Дональда Трампа на президентских выборах.
Лаборатория цифровых свобод

Информационная безопасность или как не сливать свою информацию

О защите информации написано тысячи статей, памяток, докладов, книг и твитов. Но, как мы видим, не всегда эти советы действительно используются. Скорее всего просто потому, что многие думают — «я ничего такого не делаю».
Лаборатория цифровых свобод

Общественная приёмная по цифровым правам

Human Constanta начинает бесплатные консультации по цифровым правам! Частные лица и некоммерческие организации могут обратиться к специалистам Human Constanta в случае вопросов, касающихся прав человека в интернете.