Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Заявление правозащитников против блокировок интернет-ресурсов

Яна Гончарова
5 февраля 2018 Года

Произвольные блокировки

За последние два месяца в Беларуси возобновилась практика произвольного ограничения доступа к независимым интернет-медиа. Были заблокированы известные в стране информационные ресурсы «Белорусский партизан» (belaruspartisan.org) и «Хартия 97» (charter97.org), регулярно публикующие материалы на общественно-политическую тематику.
Средства массовой информации, как традиционные, так и основанные на интернет-технологиях, являются краеугольным камнем демократического общества, любые ограничения в этой сфере должны соответствовать положениям Конституции и международным обязательствам Республики Беларусь.

14 декабря 2017 года по решению Министерства информации Республики Беларусь ограничен доступ к сайту belaruspartisan.org на территории Беларуси. Министерство сообщило, что решение принято на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 51 1 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации». На запрос владельца сайта о причинах блокировки Министерство информации указало только то, что на сайте «были размещены информационные сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь».

24 января 2018 года аналогичным образом был закрыт доступ к сайту charter97.org. В качестве причины также называлась публикация на сайте материалов, содержащих «информацию, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь». Нарушением признано то, что на сайте «размещались статьи с указанием даты и места проведения массового мероприятия, разрешение на проведение которого на момент размещения публикации получено не было». Также одним из оснований для ограничения доступа к сайту названо распространение «информационной продукции ресурса, который решением суда признан экстремистским материалом и внесен в республиканский список экстремистских материалов».

Ни в одном из случаев Министерство информации не сообщило, какая именно информация послужила поводом для блокировки, в каком разделе сайта она размещена и что необходимо сделать владельцу сайта для того, чтобы блокировка была отменена.

Мнение правозащитников

Статья 33 Конституции Республики Беларусь гарантирует свободу выражения мнений и запрещает цензуру. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах защищает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, любыми способами. Допускаются лишь соразмерные ограничения, которые установлены законом и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц либо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Действующее законодательство о средствах массовой информации и сложившаяся практика, которую иллюстрируют описанные выше случаи, существенно ограничивают свободу информации в Беларуси. Решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам не соответствуют критериям необходимости и соразмерности. Они принимаются в административном порядке по непрозрачной процедуре. Судебное обжалование блокировок на практике затруднено или невозможно. При этом перечень оснований для ограничения доступа настолько широкий, что допускает абсолютно произвольное их толкование.

Правозащитные организации считают недопустимым ограничение доступа к сайтам «Белорусский партизан» (belaruspartisan.org) и «Хартия 97» (charter97.org). Мы призываем отменить соответствующие решения Министерства информации и восстановить свободный доступ к этим сайтам. Также призываем пересмотреть существующее законодательство о средствах массовой информации и остановить практику политической цензуры в интернете.

Учреждение «Консультационный центр по актуальным международным практикам и их имплементации в праве «Хьюман Константа»;
Общественное объединение «Белорусская ассоциация журналистов»;
Публичное учреждение «Белорусский документационный центр»;
Правозащитный центр «Весна»;
Республиканское общественное объединение «Правовая инициатива»;
Просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью»;
Белорусский Дом прав человека им. Б.Звозскова;
Экспертно-правовое товарищество «Инициатива FORB»;
Просветительское учреждение «Центр правовой трансформации»;
Республиканское правозащитное общественное объединение «Белорусский Хельсинкский Комитет»;
Инициативная группа «Идентичность и право»​.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ